[object Object]

СМОГУТ ЛИ УКРАИНСКИЕ КОНДИТЕРЫ НАКОРМИТЬ КИТАЙЦЕВ

Огромный рынок Поднебесной может оказаться для наших производителей даже интереснее богатой европейской розницы.

1k2bbПока украинские кондитеры надеются закрепиться на европейском рынке, мировые лидеры по производству сладостей уже давно обратили внимание на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Латинской Америки. И это вполне оправдано. По прогнозам исследовательской компании Global Industry Analysts, Inc., к 2017 г. мировой кондитерский рынок будет «весить» $208,5 млрд.

Рост ожидается в основном за счет развивающихся регионов — Китая, Мексики, Индонезии и Восточной Европы. Ожидается, что Азиатско-Тихоокеанский кондитерский рынок будет расти быстрее американского и к 2017 г. покажет среднегодовую динамику в 7,1%. Именно он является крупнейшей торговой площадкой для шоколадных кондитерских изделий.

Китайцы распробовали сладости

Сегодня традиционное китайское чаепитие все чаще не обходится без такого западного лакомства, как шоколад. Есть даже мастер-классы, где обучают, как правильно сочетать различные сорта чая и шоколада.

Вообще этот продукт начал пользоваться популярностью у китайцев относительно недавно, в последние 15 лет. И каждый год спрос увеличивается на 12%, соответственно, растут и цены. Но пока среднестатистический житель Поднебесной, по данным Китайской ассоциации производителей, съедает всего 70 г шоколада в год, так что перспективы у этого рынка просто огромные.

Сейчас за местных потребителей борется 20 шоколадных гигантов. Лавры первооткрывателя рынка принадлежат компании Mars Foods, которая освоила его еще в начале 80-х годов прошлого века. Сейчас она контролирует 23,6%. Лидирует же с 2013 г. с долей в 31% Ferrero Rocher, которая благодаря сильной маркетинговой кампании завоевала премиальный сегмент До 2005 г на рынке доминировала Nestle, но потеряла свои позиции из-за того, что после снижения цен на продукцию, потребитель перестал ассоциировать ее с роскошью.

LeConte и Golden Monkey — единственные местные бренды с заметной долей рынка. Среди причин такой низкой популярности китайских производителей можно выделить неправильный выбор сырья, слабый маркетинг и отсутствие вкусовых отличий от продукции конкурентов.

Что касается иностранных сладостей, то в рядовом магазине без проблем можно купить продукцию таких известных крупных мировых компаний, как Mars, Kinder, Hersheys, Nestle и Ferrero. Однако стоит отметить, что из шоколадной линейки Mars с легкостью найти можно лишь Snickers, тогда как такие батончики, как TWIX, Bounty, Mars, Picnic, Kit Kat и другие, реально купить только в импортных магазинах на taobao.com.

Хлебобулочный сегмент в Китае вообще уникален. Булочки и пирожные воспринимаются потребителями как новое модное веяние Запада. С 2000 г потребление хлебобулочных изделий на душу населения увеличилось в Поднебесной в два раза и составляет 5 кг в год. Но пока этот показатель все равно значительно ниже, чем в других странах. Европейскими лидерами по производству и потреблению хлебобулочных изделий являются Ирландия (около 50 кг на душу населения в год) и Великобритания (примерно 32 кг). Украинцы съедают хлеба еще на 30% больше. По данным Beijing Zeefer Consulting Ltd., в 2015 г. в Китае насчитывалось около 725 компаний по производству мучных кондитерских и хлебобулочных изделий. Доля национальных компаний в отрасли составила 79,6%.

Подводные камни

Прогнозируется, что местный рынок кондитерских изделий будет развиваться и стремительно расти в течение последующих пяти лет, оценочно на 9,5% ежегодно. Но не следует строить больших иллюзий, что, выйдя на китайский рынок, наши кондитеры тут же покорят сердца потребителей. Есть много факторов, которые влияют на успех продукции в Китае.

Китайцы тщательно присматриваются, прежде чем покупать. Поэтому важно, как долго присутствует продукция той или иной марки на торговых полках и насколько она распространена. Нужно учитывать и разницу вкусовых предпочтений, ведь продукт, который пользуется спросом в Украине не обязательно придется по вкусу китайскому покупателю. Особую роль играет китайский символизм, упаковка, ее цвет, название изделия.

Вспомните историю «Кока-Кола», которая выходила на китайский рынок с названием, совершенно не адаптированным под особенности местного рынка. Неприятным сюрпризом может оказаться и высокая конкуренции. Ведь в Китае уже длительное время присутствуют мировые гиганты, которые располагают именем, опытом и статусом, а также, что не маловажно, большими бюджеты на продвижение.

 Возможны и другие риски. Китайские магазины полны товаров-«двойников» продукции всемирно известных брендом — от зубной пасты до кондитерских изделий. С такой проблемой в свое время столкнулась Ferrero: китайские конфеты Tresor Dore являлись точной копией итальянских сладостей, что не только ударило по имиджу, но и нанесло немалый убыток мировому лидеру. Пришлось долго разбираться в судах, пока один из них все-таки не вынес решение, обязывающее фирму Montresor-Zhangjiagang Food изъять из продажи свои конфеты и выплатить Ferrero Rocher штраф в размере 700.000 юаней ($87 тыс.).

Как завоевать Поднебесную

Для длительного взаимовыгодного сотрудничества с китайскими партнерами украинскому бизнесу сегодня приходится осваивать новые инструменты. Один из способов быстрого выхода на рынок — участие в специализированных выставках. Однако не стоит забывать о том, что это лишь один из первых шагов, после которого начинаются звонки, поездки, переговоры, разнообразные согласования с китайской стороной. Приезжая на мероприятие в Китай, нужно принимать в нем активное участие — в рамках выставки обязательно организовывать презентации и дегустации своей продукции, что увеличит шансы найти клиентов.

Китай практически исчерпал свои сельскохозяйственные ресурсы, поэтому возрастающим спросом здесь пользуются экологически чистые, безвредные продукты питания. Для китайского потребителя очень важна именно польза продукта для здоровья, что безусловно нужно отражать на этикетке продукции.

По мнению жителей КНР, наши кондитерские изделия слишком сладкие. Китайцам нравится несладкий темный шоколад с большим содержанием какао, а также вафли, печенье и грильяжные конфеты. Популярны изделия со сниженным содержанием сахара, с добавлением кальция и витаминов, чтобы его можно было использовать и для детского питания.

Также китайцы отдадут предпочтение аутентичным продуктам в яркой упаковке, с брендом и историей. Не менее важно при выходе на рынок Поднебесной учитывать особенности продвижения и позиционирования бренда. Например, стратегически важным инструментом может стать сайт, который хорошо проиндексирован в местных поисковых системах, адаптирован под китайского потребителя и качественно переведен.

Стоит отметить, что среди отечественных компаний уже есть те, кто прошел этот долгий и трудный путь и представляет свою продукцию на китайском рынке. Кондитерская компания «Житомирские ласощи» начала осваивать рынок КНР еще в 2013 г, вслед за ней экспортировать свою продукцию в Поднебесную стала львовская кондитерская фабрика «Ярыч». На прилавках китайских супермаркетов легко можно отыскать и продукцию кондитерской фабрики «Roshen«.

Это может быть интересно...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

СОСТАВ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

Кожанов Юрий Григорьевич – Председатель комиссии, советник Президента асоциации «Укркондпром»

 

Заец Виктория Леонидовна – секретарь комиссии, координатор ХVІ профессионального конкурса упаковки «ТРИУМФ УПАКОВКИ’2015″ и ХVІ профессионального дегустационного конкурса «СЛАДКИЙ ТРИУМФ’ 2015»

 

ЧЛЕНЫ КОМИССИИ

Заец Валентина Николаевна – начальник отдела технологии производства пищевых продуктов Департамента продовольствия Минагрополитики Украины

 

Андрощук Валентина Викторовна – заместитель начальника отдела стандартизации ДП

 

Дорохович Антонелла Николаевна – профессор кафедры технологии хлеба, кондитерских, макаронных изделий и пищевых концентратов Национального университета пищевых технологий

 

Оболкина Вера Ильинична – д. т. н., професор, заведующая кафедрой хлебопекарского и кондитерского производства Института повышения последипломного образования НУПТ

 

Удрис Наталья Сергеевна – кандидат социологический наук, член Союза дизайнеров Украины, доцент кафедры графического дизайна и рекламы Киевского национального университета культуры и искусств

 

СОСТАВ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА

 

Кищак Юрий Петрович – Председатель наблюдательного совета, заместитель Генерального директора ООО «АККО Интернешнл»

ЧЛЕНЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА

 

Герасимова Елена Викторовна – редактор, производственно-практический рекламный специалист издания «Хлебопекарское и кондитерское дело»

 

Шубина Галина Ивановна — редактор журнала «Хлебный и кондитерский бизнес»

×